Макет цельнодеревянного ЛаГГ-3, ставшего одним из самых массовых советских истребителей в начальные годы Великой Отечественной войны, был воссоздан без традиционно используемой основы из-за плохой сохранности таких самолетов
Макет цельнодеревянного ЛаГГ-3, ставшего одним из самых массовых советских истребителей в начальные годы Великой Отечественной войны, был воссоздан без традиционно используемой основы из-за плохой сохранности таких самолетов.
Как сообщил гендиректор компании «Авиареставрация», профессор кафедры прочности летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Владимир Бернс, у тех самолетов, которые «Авиареставрация» восстанавливала ранее — Миг-3, Чайка, И-16 и других, имелась сохранившаяся основа, на базе которой и восстанавливались самолеты. В данном же случае самолет был почти цельнодеревянным. Металлические детали составляли лишь около 20% всей конструкции.
«То, что дерево сгнило, это понятно, но трудность еще и в том, что эти самолеты очень сильно горели. Даже от металла мало что оставалось. Тем более что там сталь — она окислялась и разрушалась, а алюминий-магниевый сплав точно так же сгорал, как и дерево. Поэтому какой-то основы не было», — отметил Бернс.
ЛаГГ-3 будет направлен в музей военной техники. Цельнодеревянный самолет стал пятым из шести запланированных для этого музея экспонатов. Работа ведется в течение 5 лет параллельно над всеми шестью объектами. Активное восстановление ЛаГГ-3 шло последние полгода. И 23 апреля самолет отправлен в музей авиатехники в Пышму (Свердловская область).
Ранее специалистам часто приходилось восстанавливать самолеты по их сбитым экземплярам. Так, для восстановления чертежей Ил-16 и Миг-3 потребовалось изучить шесть сбитых самолетов, для Чайки — четыре. Восстановление же ЛаГГ-3, ввиду отсутствия хорошо сохранившихся экземпляров, проходило по обнаруженной в архивах документации. Восстановители опирались на технические описания, альбомы полевого ремонта и фотографии обломков самолетов.
«В данном случае важно, чтобы все не только снаружи, но и внутри было идентично, что мы и сделали. Вместе с историками авиации инженеры перелопатили огромное количество документации по всей стране. В том числе получили большой объем фотографий обломков самолетов. Правда, они [самолеты] были в таком состоянии, что не каждый знаток авиации бы распознал», — рассказал Владимир Бернс.
ЛаГГ-3 — одноместный истребитель-моноплан, стоявший на вооружении военно-воздушных сил Красной Армии с 1941 по 1944 год. В 1941 и 1942 годах был одним из самых массовых советских истребителей. Всего было произведено около 6,5 тысяч таких самолетов на четырех заводах по всей стране.
Информация и фото предоставлены Управлением информационной политики
Новосибирского государственного технического университета
Источник: www.nstu.ru
Источник: scientificrussia.ru