Разведывательная машина Howie MGC и ее создатели
Простота конструкции обычно дает определенные преимущества, но чрезмерное упрощение может приводить к проблемам. Ярким примером этого стала разведывательная машина Howie Machine Gun Carrier американской разработки. Несмотря на крайне простую и дешевую конструкцию, она была непригодна для практической эксплуатации.
Вместо броневика
В начале 1937 г. бригадный генерал Уолтер К. Шорт выступил с инициативой о создании перспективной сверхлегкой многоцелевой боевой машины. На тот момент задачи разведки и сопровождения пехотных или кавалерийских подразделений решались в основном при помощи бронеавтомобилей. Однако такая техника была достаточно сложной и дорогой – и потому следовало рассмотреть возможные альтернативы.
Идея генерала Шорта заключалась в создании максимально компактной машины с минимальным экипажем и пулеметным вооружением. За счет специально разработанного шасси она должна была показывать высокую подвижность. Скорость, маневренность и минимальные проекции должны были защищать ее не хуже обычной брони.
Готовы к маневру и бою
Разработку и строительство экспериментальной машины поручили специалистам пехотной школы базы Форт-Беннинг – капитану Роберту Дж. Хауи и мастер-сержанту М. Уайли. Всего за несколько месяцев они подготовили проект и сами собрали опытный образец. В знак признания их труда проект фигурировал в документах под названием Howie Machine Gun Carrier («Носитель пулемета конструкции Хауи»). Впрочем, в дальнейшем появилось достаточно обидное неофициальное прозвище.
Проще некуда
Авторы проекта прекрасно справились с задачей упрощения и уменьшения машины. Готовый образец фактически представлял собой самоходное шасси без кузова/корпуса с минимально необходимым набором агрегатов, простейшей конструкцией силовой установки – и с требуемым пулеметным вооружением. При сборке использовались агрегаты серийного автомобиля марки American Austin и другие доступные комплектующие.
Основой конструкции стала простая прямоугольная рама с плоским настилом. В ее передней части крепился передний мост с управляемыми колесами. На корме поместили двигатель и несложную трансмиссию на основе серийных агрегатов. Предусматривался простейший бампер, а по бортам находились колесные арки.
Силовую установку и трансмиссию позаимствовали у автомобиля марки American Austin. Маломощный двигатель находился в корме и был развернут выходным валом вперед. Перед мотором стояла трехскоростная механическая коробка передач, обеспечивавшая привод готового моста с дифференциалом. Задние колеса находились под двигателем, из-за чего понадобился дополнительный цепной привод, соединявший их полуоси с мостом. Колеса, шестерни и цепи прикрывались изогнутыми крыльями. Подвеска обеих осей была жесткой.
Экипаж состоял всего из двух человек, и их рабочие места отличались специфической эргономикой. Водитель и пулеметчик должны были лежать на животе вдоль машины. Место водителя находилось слева от продольной оси, пулеметчик располагался справа.
На месте водителя имелись оригинальные органы управления. Вместо рулевого колеса использовался румпель по типу лодочного, он контролировался левой рукой. Справа от водителя находился блок с рычагом переключения скоростей. При помощи жесткой тяги он связывался с собственным рычагом коробки передач. Педали разместили в корме машины, под ногами водителя.
Непосредственно перед местом стрелка, у правого колеса, находился шкворень под установку пулемета. На опытном образце использовалось изделие M1917 с водяным охлаждением. Между передними колесами предусматривалась рамка, в которой закреплялись пять коробок с патронными лентами и одна канистра с водой для пулемета. Оставаясь на своем месте, стрелок мог обстреливать цели в ограниченном горизонтальном и вертикальном секторе.
Длина машины Howie MGC составляла всего 3,15 м при колесной базе 1,9 м, ширина – менее 1,6 м. Высота конструкции определялась габаритами силовой установки, а именно радиатором. Этот параметр не превышал 850 мм. Снаряженный вес без учета вооружения и экипажа – 460 кг. Возможно, в ходе дальнейшего развития можно было уменьшить габариты и массу. Автомобильный двигатель обеспечивал скорость на шоссе до 45 км/ч.
Носитель на испытаниях
Сборка изделия Howie MGC «из подручных материалов» продолжалась до августа 1937 г., после чего его вывели на ходовые испытания. Все тесты осуществлялись на полигоне базы Форт-Беннинг. Там проверили как ходовые, так и огневые характеристики. При этом длительные испытания не понадобились, поскольку прототип очень быстро показал все свои преимущества и, что важнее, недостатки.
Разведывательная машина без лишних агрегатов развивала на шоссе высокую скорость и показывала неплохую маневренность. Шкворневая пулеметная установка обеспечивала неплохую огневую мощь. Машина без труда укрывалась в складках местности, и ее обнаружение было достаточно сложным. Впрочем, на этом все достоинства заканчивались.
Достаточно быстро выяснилось, что шасси оставляет желать много лучшего и не соответствует даже элементарным требованиям удобства. Отсутствие мягкой подвески и небольшой клиренс ограничивали подвижность и проходимость даже на шоссе. Экипаж был «открыт всем ветрам», а органы управления не отличались удобством. Из-за тряски и ударов машина получила обидное прозвище Belly Flapper – вероятно, поездка на ней напомнила кому-то болезненное падение в воду плашмя.
Вполне ожидаемо проект Howie MGC получил плохие отзывы и остался без рекомендации к дальнейшему развитию. Армии следовало продолжать разработку и эксплуатацию разведывательных броневиков привычного облика, а не чрезмерно облегченных шасси с пулеметом. К началу 1938 г. работы по концепции генерала Шорта остановились.
Чертеж из патента 1939 г., представляющий трехосный вариант шасси
Вторая попытка
Впрочем, авторы проекта не сдались. Капитан Р. Хауи полагал, что его «носитель пулемета» имеет реальные перспективы и способен найти свое место в армии. Он завел переписку с различными структурами и организациями, начал ходить по кабинетам и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, он запатентовал оригинальную машину. Любопытно, что к патенту 1939 г. прилагались чертежи двух- и трехосного шасси.
Усилия офицера-энтузиаста не пропали даром. В 1940 г. на фоне начавшейся войны в Европе и известных рисков для США проект Howie Machine Gun Carrier снова привлек внимание. Военное ведомство пригласило представителей нескольких автомобильных компаний для ознакомления с экспериментальной конструкцией. Возможно, они могли бы заинтересоваться необычной концепцией и реализовать ее на новом техническом уровне, уже без врожденных проблем имеющегося прототипа.
Howie MGC в музее
Разведывательная машина опять никого не заинтересовала, и окончательно осталась без будущего. Единственный построенный прототип отправили на хранение перед возможной утилизацией. Впрочем, «носителю пулемета» повезло. Он дожил да нашего времени и после реставрации занял свое место в музее базы Форт-Беннинг.
Таким образом, проект Р. Хауи и М. Уайли на базе концепции генерала У. Шорта не дал никаких реальных результатов, за исключением понимания бесполезности подобных разработок. Следует отметить, что Howie Machine Gun Carrier не был единственной попыткой создания компактной машины с пулеметным вооружением. Схожие изделия создавались и в других странах, и все подобные проекты завершились одинаково – провалом. Разведывательные машины и танкетки такого рода не имели реальных перспектив.
Источник: topwar.ru